Детский сад общеразвивающего вида №3 г.Могоча

Семинар" Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС"

 Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС

Образовательные стандарты дошкольного образования  ставят во главу воспитательно-образовательного процесса индивидуальный подход к ребенку через игру.  Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста,  включение в процесс эффективных форм работы с детьми, одной из которых являются современные педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии, технологии  проектной деятельности, проблемно – обучающие, здоровьесберегающие, игровые и т.д.  

Использование данных технологий дает возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе соответствующих видах деятельности.

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка.  В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.  

Сегодня мы будем рассматривать игровые технологии.

Игровые технологии – являются фундаментом всего дошкольного образования. Игровые педагогические технологииэто различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить»  в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

 Целевые ориентиры игровых технологий:

ü Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);

ü Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);

ü Самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;

ü Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).

 Реализация игровых ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

 - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

 - деятельность подчиняется правилам игры;

 - учебный материал используется в качестве ее средства;

 - в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.;

- группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять  вымысел от реального.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.  

Игровые технологии помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества.

 Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.  

Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер – физик. В педагогику его «привели» собственные дети. Он всерьез думал о всестороннем развитии своих сыновей. В то время не было широкого выбора среди игр, а те педагоги-новаторы, кто предлагал методику раннего обучения, советовали изготавливать все игры из подручных материалов. Вдохновившись работами Зайцева и Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не только его детям, но и их сверстникам.

Отличительной особенностью развивающих игр Воскобовича являются:

1. Многофункциональность.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

2. Вариативность.

В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

3. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»

4. Широта использования.

Уникальность развивающих игр Воскобовича состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в, коррекционных учреждениях, детских развивающих центрах, институте родителей.

5. Широта возрастного диапазона участников игры.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.

6.Универсальность использования

Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д.

Игры, направленные на логико-математическое развитие:Эта группа, пожалуй, самая многочисленная и к ней можно отнести следующие игровые пособия: "Геоконт-конструктор", "Геовизор" и "Игровизор", "Квадрат Воскобовича", "Чудо-крестики" и "Чудо-соты", "Кораблик «Брызг-Брызг», Плюх-Плюх", "Математические корзинки", "Восьмерка", эталоны цвета "Лепестки" и эталоны форм "Фонарики" и другие.

Самой известной игрой этой группы считается "Геоконт-конструктор". Пособие представляет собой игровое поле, на которое нанесены лучи-оси и геометрические фигуры, имеющие буквенные обозначения. В точках их пересечений закреплены специальные пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка этой уникальной координатной сетки имеет свой буквенно-цифровой адрес. Натягивая разноцветные резиночки-паутинки, входящие в игровой комплект, на чудо-гвоздики, ребенок может экспериментировать, создавая всевозможные пространственные фигуры и силуэты. Делать это можно как следуя предложенным образцам, так и воплощая собственные задумки.

Такая нехитрая манипуляция с резинками и точками координат знакомит малыша с начальными геометрическими знаниями, развивает сенсорные и познавательные способности. Учит называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя, трансформировать сложные геометрические фигуры. Вариантов игры с этим пособием множество. Например, ребенок может создавать фигуры по шифру. Для этого, вы незаметно для ребенка создаете на Геоконте свой силуэт, и записываете на листочке его буквенно-цифровое обозначение. А ребенок, должен будет, ориентируясь по вашим координатам, воссоздать задуманное вами изображение.

Еще одна интересная игра - головоломка - Квадрат Воскобовича или как его называют "Вечное оригами". Это квадратная основа из ткани, с наклеенными на нее треугольниками из плотного картона. Складывая ее по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок может создавать различные фигуры.

Целью всех игр, объединенных в эту группу, является их направленность на развитие мыслительных операций. В ходе игры дети манипулируют свойствами предметов, геометрическими фигурам и цифрами.

 Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны. Играя в них, дети становятся раскрепащенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

 Развивающие игры Воскобовича способствуют:

Ø Эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;

Ø Творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;

Ø Развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;

Ø Социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

Ø Художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.

 Игры Воскобовича необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми.

 Технология «Развивающих игр Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором  развиваются сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления.

 Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников была и остается в центре внимания  психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Но важно правильно подобрать методику, которая помогла бы решить задачу по  развитию интеллекта дошкольников и заинтересовать не только педагогов, но и детей.

В нашем детском саду педагоги используют методическое пособие «Сказки Фиолетового леса».

 Методика Татьяны Григорьевны Харько  «Сказки Фиолетового Леса» (сама автор данной методики является генеральным директором ООО «Центр развивающих игр и методик») с использованием развивающих игр Воскобовича полностью разработана с учетом Федеральных образовательных стандартов. Она разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать.  Кроме того,  использование сюжета  позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбирать подарок для своих друзей  и знакомых, когда лучше приходить в гости, как себя вести за столом и т.д.

 Применяя технологию «Развивающие игры Воскобовича», мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.

 Деловая игра для педагогов «Путешествие в игру»

  «Дерево ожидания»

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм.

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

 (Вхождение в игру.)

Уважаемые коллеги при входе в зал каждый из вас получил один элемент пазла , сейчас вам нужно выйти и собрать пазл и мы узнаем название вашей команды.

1 задание «Педагогическая копилка»

На столе перед вами лежат вопросы по теме  дидактические игры дошкольников.

 

Вопросы:

1. Перечислите виды дидактических игр. (Игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры)

 

2. В чем сущность дидактической игры? (дидактические игры – это обучающие игры, они возникают по инициативе взрослых в целях воспитания и обучения, они направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут)

3. Какие из перечисленных материалов можно отнести к дидактическим: пирамидка, разрезные картинки, мозайка, яркие окрашенные шары, шишки, желуди, лоскуты ткани, кожи? (Все! Одни дидактические материалы специально созданы для развития определенных умений и навыков, другие - открывают детям максимум возможностей для проявления самостоятельности при их использовании и добиваться разнообразных результатов)

4.Какова роль взрослого при организации дидактической игры с детьми? (воспитатель является зачинщиком и участником игры, может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть)

5.О чем может сказать воспитателю результат дидактической игры? (результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний)

6. Перечислите составляющие дидактической игры, отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной (Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила)

7. Подберите к существительному действие. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья гоняет, парус надувает); Подберите обстоятельство. Учиться можно как? (хорошо, лениво, долго, охотно и т. п.). Относится ли данные упражнения к дидактическим упражнениям? (да, это словесные игры)

8. Что, по вашему мнению, может облегчить детям выполнение правил игры? (наглядность, простота, контроль своих действий и согласование с действиями детей, любое действие в игре выполняется совместно и одновременно, стремление к подражанию, игровая роль обеспечивает активность воображения)

2 задание «Виртуозы»

 Командам выдаются листок и ручка. Необходимо за  одну минуту перечислить как можно больше  дидактических развивающих игр. Побеждает команда  перечислившая наибольшее количество игр.

 3 задание  «Продолжи предложение»

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:

– «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……»

– «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»

-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»

-« Моя самая любимая игра…., потому что…»

-«Я считаю, что в игре дети учатся…»

-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»

– «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

4 задание «Ромашка»   

«Чему учится ребенок в игре?»  Какие знания, умения и навыки  получает ребёнок в игре? (раздать лепестки ромашки и маркеры всем  участникам команд, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

 «Дерево ожидания»

(рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

 

 Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

 Мы сегодня говорили о значении и о достоинствах детской игры, о видах игр, об условиях развития и организации игровой деятельности детей. Помните, среди окружающих взрослых ребенок любит тех, кто с ним играет, ничто не может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним игра. Мы знаем, игра не возникает сама по себе, мир детской игры необходимо открыть ребенку. И это у вас, уважаемые  коллеги, хорошо получается! В заключении нашей встречи, хочу поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.


Мастер-класс.

 Здравствуйте ребята, сегодня мы в сказочном лесу и с нами галчонок Карчик, медвежонок Мишик  и Краб  Крабыч. К ним в гости прилетела пчелка Жужа, у нее скоро день рождения и она пригласила друзей на праздник. Она улетела готовиться к дню рождению. Друзья задумались, что нужно взять с собой на день рождения? (подарок). Конечно подарок.

 Первым придумал галчонок Карчик. Я знаю какие игрушки любят девочки. А вы знаете какие игрушки любят девочки больше всего? Конечно – это кукла. Давайте мы с вами сделаем куклу для нашей Жужи.

Достаньте, пожалуйста, нашу игру «Чудо крестики». Посмотрите на схему и сделайте точно такую же куклу. Давайте посмотрим голова у нас круглая, дальше четырехугольник, руки у нас треугольные и ножки прямоугольные. Все справились? Молодцы!

 Медвежонок Мишик любит практичные подарки и он решил подарить пчелке зонтик, что бы она могла летать даже под дождем. Давайте с сделаем для нашей пчелки  зонтик. Ставим резиночку с синей кнопочкой на цифру 4, идем дальше на фиолетовую с цифрой 3,на белую с цифрой 4,на красную с цифрой 3, на оранжевую с цифрой 4 и у нас получилась шляпка для зонтика. Теперь ножку, отпускаем вниз кнопочка зеленого цвета с цифрой 4 и одеваем нашу резиночку на голубую кнопочку с цифрой 2. У нас получился чудесный зонтик. У всех получился? Отлично! Это второй подарок для пчелки Жужи.

Дольше всех искал подарок  Краб  Крабыч Подарки готовы и можно отправляться в путь и тут Краб Крабыч сказал: «Всегда когда день рождения у девочек, у мам и бабушек, что всегда дарят?» Что же всегда дарят? Цветы. Нам нужно в лесу набрать цветы. И друзья отправились собирать букет. Краб Крабыч принес цветок из трех лепестков. Сделайте, пожалуйста, цветочек из трех лепестков «Чудо цветика». Мишик  нашел цветок из четырех лепестков, а Карчик  из пяти лепестков, попробуйте сделать такой цветочек. Как мы можем сделать такой цветочек. Ну что и подарки собраны и букет. Пора отправляться в дорогу. Тут у нас Мишик  и Карчик  начали спорить по какой дорожке надо идти. Какая дорожка самая короткая, они решили их нарисовать  и проверить какая дорожка самая короткая. Ставим на начало от точки до точки (зеленого цвета) на две клеточки  вправо, одну клеточку вверх, две клеточки вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо. Теперь от желтой точки . Одну клеточку вправо, две клеточки вверх, на две клетки вправо, две клеточки вниз. Карчик с Мишиком стали спорить чья дорожка короче, а Краб Крабыч сказал: «Спорить не нужно , дорожки одинаковые» Ребята , а как Краб Крабыч догодался,что дорожки одинаковые? Он посчитал по клеточкам. Итак наши друзья побежали через волшебный лес к пчелке Жужи , дорожку они узнали , а мы с вами попрощаемся с ними , а на следующем занятии узнаем как же они отметили день рождения пчелки.


19 декабря 2016 в 14:19